Статьи

Пассажиры, что же могло пойти не так?

Astrafemus
0

«Старлорд и Мистик крутят обворожительную любовную мелодраму на шикарном межпланетном корабле. Вдвоем. С безлимитными лакшери обедами, Just Dance’ом и прогулками в открытый космос».

Нет, конечно же, все было по-другому.

Я постараюсь не раскрывать основных сюжетных твистов, но, так или иначе, статья будет полна небольших спойлеров – на заметку тем, кто еще не посмотрел фильм и не хочет испортить удовольствие!

Далекое будущее. Космос покорен, колонизация других планет идет полным ходом, и, заплатив некоторую сумму кровных заработанных на Земле денег, можно отправиться заселять новый, цветущий и развивающийся мир. Именно туда и везет 5 000 пассажиров величественный космический корабль «Авалон». Везет крайне неспешно (всего лишь со скоростью, близкой к половине скорости света, ага) – и поэтому все пассажиры и члены экипажа погружены в гибернацию на все 120 лет космического путешествия. Им предстоит проснуться уже на подлете к цели, и свежими, постаревшими всего на несколько месяцев, начать новую жизнь на колонизированной планете.

И все было бы прекрасно, если бы из-за случайной неисправности на «Авалоне», его системы обеспечения не начали выкидывать странные сюрпризы. Например, отключать гибернационные капсулы пассажиров на 90 лет раньше срока.

Бодрствующими в бесконечном (по меркам человеческой жизни) путешествии оказываются, как ясно из всех промо материалов, инженер Джим в исполнении Криса Пратта («Стражи галактики», «Мир Юрского периода») и писательница Аврора, роль которой досталась Дженнифер Лоуренс («Голодные игры», «Люди Икс»). Довольно быстро (не зря же главный мужской персонаж оказался инженером) они сталкиваются с пониманием того, что никаких средств для погружения обратно в искусственный сон на корабле не предусмотрено – и их шансы вернуться в гибернацию и дожить до прибытия в пункт назначения равны примерно нулю.

«Ничто не случайно» - гласит постер к фильму. И вместе с содержимым трейлера, сулящим полный экшена и космических заговоров фильм, это вводит зрителя в небольшое замешательство. Пожалуй, даже в большое. Потому что ничто действительно не случайно – но только это «ничто» может оказаться совсем не тем, что ожидает зритель. Главный сюжетный поворот, который создатели фильма упорно пытались скрыть, ждет чуть ли в начале фильма. И вот уже космический блокбастер на глазах превращается в психологическую драму.

Хотя, конечно, почвы для драмы в фильме и так достаточно. Только попробуйте себе представить, что может ощущать человек, зная, что где-то в миллионах километров от него есть место, где можно начать абсолютно новую жизнь? Что может ощущать человек, решившийся на столетнее путешествие сквозь Вселенную? О том, как устроен мир в «Пассажирах» рассказано очень невнятно (хотя, конечно, лучше, чем в «Интерстелларе») – но определенные предположения сделать можно. Например, очевидно, что Земля, хоть и стала перенаселенной и дорогой, но Апокалипсис все же ее не тронул, а потому она все еще остается пригодной для жизни. По небольшим показанным отрывочкам кажется даже, что ничего особо и не изменилось по сравнению с нынешним временем. Хотя сюжет фильма, опять же, позволяет сделать предположение, что действие разворачивается в будущем, опережающим нас на сотни или даже тысячи лет. Так вот, что должен чувствовать человек, оставляя всё и всех на родной планете, пусть даже и отправляясь в свое личное светлое будущее? Напомню, что путь космического корабля занимает 120 земных лет, столько же – обратно. И можно только гадать, что увидит на Земле человек, решившийся на нее вернуться.

Зритель не успеет осознать эти вопросы в полной мере, потому что тут же сталкивается с необходимостью понять, что чувствуют герои фильма, которых случайность (или не случайность?) этого светлого будущего лишила. Надо признать, что потенциальный уровень драмы в фильме, конечно, не вытянут. И все перечисленные вопросы оставлены скорее зрителю на послевкусие.

А вот героям Пратта и Лоуренс, успевшим насладиться

  1. Компанией друг друга
  2. Роскошным обслуживанием, к которому они получили безлимитный доступ, пока все остальные на корабле спят
  3. Бассейном под открытым звездным небом и прочими развлечениями на любой вкус
  4. Грузовым отсеком, полным всего, что только может пригодиться в их грядущем 90-летнем путешествии (кроме оборудования для ввода в гибернацию, ха)

…действительно, откуда тут взяться драме? На мой непритязательный вкус – расклад просто шикарный. Да, самоутвердиться и получить людское признание они уже никогда не смогут. Но зато гедонистически провести целую жизнь, не думая об удовлетворении своих потребностей и не оглядываясь на существование других людей (кому вообще нужно это признание?) - вполне. Вы уже им завидуете, правда?

Так вот, несмотря на то, что зритель уже начал завидовать героям фильма, им все-таки нужно выполнить еще один важный квест – спасти корабль, который не ограничился выводом из строя пары гибернационных капсул, а начал подглючивать уже посильнее. В конце концов, ведь космический экшен на фоне пролетающих астероидов создатели фильма в трейлере нам тоже обещали.

Джиму и Авроре предстоит проявить отвагу, решить пару нетривиальных задач, практически в зеркальном отражении повторить сцену в невесомости из «Стражей Галактики» и, конечно же, побыть на грани гибели. И, по законам жанра, конечно же, всех спасти. Конец фильма предсказуемый и неожиданный одновременно. На мой взгляд – неожиданно достойный самого фильма. Вызывающий чуточку непонимания и чуточку – все же зависти к героям.

Смотреть ли фильм «Пассажиры»?

Да, определенно смотреть. Наслаждаться красивой Дженнифер Лоуренс в купальнике, красивой физикой космоса, и приятным послевкусием из философских вопросов о сопоставимости быстротечной человеческой жизни и колонизации бескрайнего космоса. Один из самых высоко оцененных и ожидаемых оригинальных сценариев последних лет эти самые ожидания, наверняка, не оправдает. Он как будто и создавался в попытке обмануть ожидания публики. Тем не менее, у фильма есть все, чтобы оставаться приятным. Зрелищный визуальный ряд, неплохая актерская игра (особенно для фильма, большая часть которого сконцентрирована всего на двух персонажах), разумное соотношение драматизма и динамических сцен. Да, возможно, он не стал тем шедевром, которым мог бы стать. Но этот фильм все равно стоит того, чтобы потратить на него один предновогодний вечер, и отправиться вместе с его героями в непредсказуемое космическое путешествие. Приятного просмотра!